Правовая защита чувств

Author avatar image

Человек в маске на фоне храма Христа Спасителя

Правовая защита чувств

Человек в маске на фоне храма Христа Спасителя

Закон о защите чувств верующих в основе своей имеет вполне логические основания, согласно которым различного рода провокации могут вести к разобщению социума и к столкновениям различных групп населения между собой. Тем не менее, его принятие и применение вызывали немало возмущения. В чем же заключается проблема, и какие есть направления её решения?

Прямая функция государственных законов - регламентация, регулирование общественной жизни в различных сферах, будь то экономика, политика, судопроизводство и даже культура. Законы обладают и косвенными функциями: они, например, могут как объединять общество, так и разъединять его, предоставляя различным группам различные права. Подобно трудящимся, имевшим на заре существования СССР исключительные политические права, современные верующие обладают исключительными правами на защиту собственных чувств. В данном случае не столь интересны нюансы правового определения религиозного чувства и его оскорбления, сколько сама формулировка, которая делит общество на две неравные в правовом отношении группы.

Тем не менее, решение этой коллизии лежит не в плоскости отмены самого закона, а в его распространении на все население страны. Ошибка же была вызвана ложной трактовкой события, послужившего основанием для введения самого закона.

Женщина с плакатом Богохульники должны отвечать
21 февраля 2012 года печально известная группа эпатажных и отвратительно поющих и танцующих дам решила выступить со своим новым произведением на специфической площадке: в храме Христа спасителя. Крики и безумные танцы, придурковатый внешний вид, выбор площадки - все это говорило о том, что девушки бросают вызов обществу в той его части, где оно соприкасается с Русской православной церковью, которая в среде «прогрессивной» части общественности считается одним из символов всего того, что им не нравится в родной стране.

Действительно, Современная РПЦ за последние три десятка лет успела совершить немало поступков, которые выставляют ее не лучшим образом: тут и бесчисленные "наезды" на социальные объекты с целью возврата прав собственности на основании их незаконного изъятия большевиками, и общий стяжательский тренд религиозных деятелей различного уровня, и "мракобесные" высказывания церковных иерархов. И всё же даже советской власти за долгие годы не удалось полностью исключить церковь и веру из жизни людей, не удалось полностью лишить её всех общественных функций, таких, например, как формирование картины мира и оказание материальной и духовной помощи нуждающимся, потерянным людям.

Посмотрим теперь на эту проблему с другой стороны. Важно понимать, что храм Христа Спасителя, как и большинство остальных религиозных сооружений в стране, одновременно является и объектом общенационального достояния, так как он представляет из себя выдающийся памятник архитектурного искусства и исторического наследия всей нации. Это относится, впрочем, не только к архитектуре, но и к иконописи, живописи, музыке, литературе и всем остальным творческим продуктам около-религиозной деятельности.

Федеральный закон о защите памятников архитектуры был принят в 2002-м году, после чего в него было внесено более десятка поправок. По понятным причинам, он регулирует физическую целостность памятника, правила реставрации, пользования и так далее, то есть, никак не затрагивает духовный аспект. Но что есть памятник, вне его культурного, субъективного, носимого лишь человеком содержания? Если завтра люди исчезнут с планеты, все людские храмы и церкви, дворцы и замки, хижины и элитные особняки перестанут отличаться от природных объектов - гор, холмов, впадин, оврагов. Они зарастут травой, в них поселятся новые жильцы, для которых картины, статуи или внутреннее убранство, совершенство форм не будут иметь никакого значения.

Стоковая картинка со словом culture
При этом для человека культурную, чувственную ценность может иметь даже обычный камень, простейшая стела или рисунок на скале, если у этого объекта существует какая-то личностная значимость, ценность. Основной вред действий кощунственного, оскверняющего характера как раз и заключается в том, что ущерб наносится не физической форме, а духовному образу, символу, существующему лишь в головах людей. Памятник культуры является единством этого духовного образа, который у различных людей может отличаться, и материального объекта, на основе которого этот образ и формируется. И в этом смысле духовно, а значит, и чувственно от акции эпатажной группы пострадали не только верующие, но и все остальные люди, для которых храм Христа Спасителя представляет ценность как памятник выдающегося народного творчества.

Такой подход неизбежно ведет к следующему выводу: несмотря на то, что текущий закон о защите чувств верующих является по своей сути дискриминационным, бороться надо не за его отмену, а за его расширение на все существующие в стране выдающиеся памятники культуры, духовное поругание над которыми приводит к оскорблению чувств не только верующих, но и всех сознательных граждан современного Российского государства.